Разрешение спора путем примирительных процедур, процедуры медиации характеризуется следующими признаками


       Добровольность.

       Стороны принимают участие в медиации добровольно, при этом принцип добровольности реализуется при принятии решения об использовании процедуры медиации при разрешении спора, конфликта, в процессе проведения медиации, достижения договоренностей при принятии взаимоприемлемого решения, а также исполнения взаимовыгодного решения.

       Экономия времени и денег.

      Стороны освобождаются от оплаты государственной пошлины, расходов, связанных с принудительным исполнением решения суда. Судебное решение выносится в течении двух месяцев, а при подаче встречного иска еще дольше, при апелляционном рассмотрении дела еще как минимум 2,5 – 3 месяца. Решение спора путем медиации не является длительным и может существенно сэкономить ресурсы участников. Для коммерческих споров фактор времени является более важным аргументом в пользу медиации, так как при подаче искового заявления или в процессе его рассмотрения сторона может просить наложить арест на счета и имущество ответчика.

      Основано на взаимном волеизъявлении сторон.

       В процессе медиации нет победителей и побежденных, ее цель найти решение, которое удовлетворит обе стороны. Основной целью медиации является переключение сторон с обмена позициями на формулирование истинных интересов без эмоций, взаимных упреков и выработке сторонами взаимоприемлемого решения. При этом стороны сами приходят к решению по спору, что в свою очередь повышает уровень добровольного исполнения достигнутых в ходе медиации договоренностей без прохождения процедур принудительного исполнения.

       Независимость и непредвзятость медиатора.

       Каждой из сторон предоставляется право самостоятельно выбрать медиатора из предоставляемого ассоциацией или союзом медиаторов, перечня независимых медиаторов. Мнение каждой из сторон одинаково важно для медиатора. Непредвзятость медиатора – центральный и важный принцип в процессе медиации означает свободу от фаворитизма и собственных суждений. Медиатор не имеет права высказывать собственное мнение о сущности конфликта, не делать что-либо, что могло бы вызывать сомнение в его беспристрастности.

       Гибкость процедуры.

      Медиация может быть прервана в любое время по инициативе участников медиации. Именно сами участники решают при каких условиях они будут заключать соглашение, которое удовлетворит их. Медиатор не ищет правых и виноватых, а направляет стороны по пути нахождения взаимоприемлемого решения. Кроме этого необходимо подчеркнуть, что сами стороны могут являться инициаторами прекращения процесса медиации.

       Эффективность.

      При рассмотрении спора медиатором стороны сохраняют нормальные личные или деловые отношения, избегают публичной огласки конфликта в судебных инстанциях. Процедурой медиации могут рассматриваться споры, затрагивающие деликатные вопросы, которые стороны не хотели бы подвергать публичной огласке (бракоразводные, семейные, гражданско-правовые и др.).

       Доступность.

      Медиатор может посредничать при разрешении конфликтов, возникших из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и юридических лиц, а также рассматриваемых в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан (ст. 1 Закона РК «О медиации»). Исключение установлены п.п. 2-4 ст. 1 данного закона. Медиатор при проведении медиации независим от сторон, государственных органов, иных юридических, должностных и физических лиц. Медиатор может посредничать при разрешении споров исходя из интересов сторон, норм морали и нравственности, а также личного жизненного опыта.

       Одним из важных принципов медиации является принцип Конфиденциальности.

      Любая информация, записи, отчеты и другие документы предоставляемые медиатору во время подготовки к медиации или разработанные в процессе медиации, являются конфиденциальными. Конфиденциальность зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения к которому придут стороны. Стороны могут разработать свои правила, заранее договориться с медиатором , или же использовать уже имеющиеся определенные правила по сохранению конфиденциальности. Соглашение сторон о конфиденциальности части или всей информации является обязательной для медиатора. Медиатор не имеет права раскрывать другой стороне или другому лицу информацию, полученную от стороны в ходе приватной беседы без согласия стороны, представлявшей ее. Данный принцип особенно привлекателен для сторон, которые хотели бы достичь соглашения и при этом сохранить лицо или избежать публичной огласки даже самого факта нахождения в конфликте.
     Содержание соглашение может быть раскрыто только в случаях установленных сторонами и законом, так например, при принудительном исполнении соглашения. Согласно ст. 8 Закона РК «О медиации» в соответствии с принципом конфиденциальности медиатор не может быть допрошен в качестве свидетеля. О сведениях ставших ему известными в ходе медиации за исключением случаев предусмотренных законом РК. Разглашение участником медиации сведений без разрешения стороны медиации, представившей эту информацию, влечет различные виды ответственности.



Основные стадии проведения процедуры медиации


      01. Подготовительная фаза, при которой стороны инициируют процедуру медиации , о чем составляют договор, выбирают медиатора, начинают подготовку к медиации.

      02. Основная фаза – определяют модели медиации, ее принципы, формулируют повестку для выдвижения альтернативных решений, оценка и обзор их, достижения соглашения.

      03. Оформление достигнутого соглашения об урегулировании спора, где устанавливаются требования к содержанию соглашения, гарантии при нарушении соглашения.

      04. Заключительная фаза – контроль за исполнением соглашения, если необходимы дополнительные переговоры.



Главные преимущества медиации


       Экономия времени и денег.

      По сравнению с судебной процедурой разрешение спора путем медиации не занимает много времени и может существенно сэкономить затраты сторон. Это возможно благодаря сокращению времени на рассмотрение спора, экономии судебных расходов и рабочего времени сотрудников компании, вовлеченных в рассмотрение дела и вынужденных отвлекаться от своих прямых обязанностей.

       Приватность.

      Судебное разбирательство – это открытый публике и прессе процесс, следовательно, каждый может узнать все подробности вашего спора, деловых отношений или личной жизни. Конфиденциальность – один из принципов медиации, который помогает вам разрешить спор приватно и с достоинством.

       Выигрышное решение для обоих сторон.

      В процессе медиации не существует победителя и побежденного. Цель медиации – найти решение, которое удовлетворит обе стороны. Только при таком условии медиация будет считаться успешной. Чем откровеннее будут обе стороны в выражении своих интересов, тем больше шансов, что они смогут выработать творческое решение, которое удовлетворит их настоящие интересы как в прошлой ситуации, так и в будущем. В суде же вряд ли будет применяться подобный подход к принятию решения.

       Большая вероятность исполнения решения.

      Стороны, которые самостоятельно достигли согласия и выработали решение вместе, основываясь на собственных интересах, больше мотивированы исполнять достигнутые соглашения по сравнению с решениями, принятыми за них третьей стороной (в суде).

       Сохранение деловых отношений.

      Договор, заключенный в результате медиации, является таким балансом интересов и потребностей сторон, при котором они самостоятельно готовы взять на себя определенные взаимные обязательства. Такой договор помогает сохранить существующие деловые отношения между сторонами и укрепить доверие между ними в будущем, в отличие от судебной или арбитражной процедуры, в которой одна из сторон проигрывает. Медиацию часто сравнивают с процессом «исцеления», поскольку она дает возможность сторонам откровенно и непосредственно говорить о том, что их беспокоит, и согласовывать их дальнейшее взаимодействие.

       Неформальность процесса.

      Традиционное судебное разбирательство – это соперническая процедура, которая может быть очень агрессивной, если стороны вражески настроены друг к другу. Основное внимание здесь уделяется фактам, тогда как реальные интересы сторон не принимаются во внимание. Стороны общаются друг с другом опосредованно – через юристов и судью. В отличие от этого, медиация призвана помочь сторонам наладить непосредственный диалог и найти решение проблемы путем сотрудничества. Медиация позволяет снизить эмоциональное напряжение между сторонами, которое возникает вследствие конфликта. Это позволяет участникам «раскрыться» и найти наилучший вариант разрешения спора. Кроме этого, с помощью медиации можно одновременно и при участии нескольких сторон обсудить и согласовать позиции широкого круга взаимосвязанных вопросов, а не только узкого предмета спора.



Основные принципы медиации


       Добровольность.

      Стороны принимают участие в медиации добровольно – во время принятия решения о медиации, в процессе ее проведения, принятия соглашения и исполнения решений. Самоопределение – фундаментальный принцип медиации. Он требует, чтобы процесс медиации основывался на способности сторон достигнуть добровольного, взаимоприемлемого решения.

       Конфиденциальность.

      Все, что происходит вовремя медиации, носит конфиденциальный характер. Любая информация, записи, отчеты или другие документы, предоставленные Украинскому центру медиации (УЦМ) и медиатору во время подготовки к медиации или выработанные в процессе медиации, являются конфиденциальными. Медиатор не имеет права раскрывать другой стороне или постороннему лицу информацию, полученную от стороны в ходе частной встречи, без согласия на то стороны, которая предоставила такую информацию. Конфиденциальность является обязательным условием соглашения о проведении медиации, которое подписывают все участники медиации.

       Независимость медиатора.

      Каждой из сторон предоставляется право самостоятельно выбирать медиатора из реестра независимых медиаторов УЦМ. Медиатор, который выбирается сторонами и назначается УЦМ, сообщает сторонам и УЦМ, если у него есть любой личный или финансовый интерес в результате медиации или о любых других известных ему/ей обстоятельствах, которые могут привести к конфликту интересов в медиации.

       Непредвзятость медиатора.

      Мнение каждой из сторон медиации в одинаковой степени важно для медиатора. Медиатор не имеет права высказывать личное мнение по поводу сути конфликта. Концепция беспристрастности медиатора – центральная в процессе медиации. Беспристрастность означает свободу от фаворитизма и непредвзятость. Медиатор не принимает подарки, услуги или другие блага, получение которых может вызвать сомнения в том, что медиатор непредвзят.

       Правомочность сторон.

      Медиация может быть прервана или остановлена в любое время по инициативе любого из участников медиации. Каждая сторона самостоятельно определяет состав участников (юристы, родственники, полномочные представители и другие). Наконец, стороны сами решают, при каких обстоятельствах они будут принимать соглашение или прерывать медиацию.

       Гибкость процедуры.

      Из-за того, что стороны спора должны согласиться со всеми договоренностями, достигнутыми в результате медиации, они сохраняют контроль над процессом. Решение принимается сторонами добровольно, без давления со стороны медиатора. Стороны имеют право отказаться от любых предложенных решений и обратиться к другим способам разрешения спора.

       Формат проведения медиации и полномочия медиатора.

      Медиация может проходить в формате как совместных, так и отдельных частных (медиатор-сторона) встреч. Каждой стороне должны быть обеспечены равные возможности принимать участие в дискуссии. Медиатор может проводить медиацию таким способом, каким буде считать уместным, учитывая обстоятельства дела, пожелания сторон и необходимость быстрого и эффективного разрешения спора. Медиатор не уполномочен принимать решения вместо сторон. Медиатор может прервать медиацию, если, по его мнению, стороны не прилагают достаточные усилия для разрешения спора.






Copyright © 2011-2019 Учреждение профессиональных медиаторов "ТАТУЛАС". Все права защищены
Сайт разработан Компанией "WebCom"